Жюри X Всероссийского фестиваля авторской песни, поэзии и прозы малых форм «Господин Ветер»
Жюри в номинации «Авторская песня» X Всероссийского фестиваля авторской песни, поэзии и прозы малых форм «Господин Ветер»
Алексей Витаков
Поэт, музыкант, писатель, член Союза писателей России, радио- и тележурналист. Творческая деятельность Витакова тесно связана с Коломной: с 2010 года он возглавляет жюри фестиваля «Господин Ветер».
Его поэтический голос сформировался в русской провинции (Рыбинск, Смоленск), которая открыла поэту древнюю историю страны, её культуру. Образование, полученное в Литературном институте имени М. Горького, стало своеобразной огранкой его природного поэтического дара.
Автор 8 поэтических книг, 17 аудио-альбомов и 7 книг прозы. Отличительная черта его музыкального творчества – яркость, густая образность, эпичность и драйв. На протяжении всего пути он остаётся верен сюжетно-повествовательной поэтике, песне-рассказу, песне-судьбе. Эстетика Витакова простирается от античности до наших дней, сквозь тернии веков, философий и верований. Его лирический голос несёт в мир вечные истины: память, правду, красоту, любовь.
Константин Завалин
Сочинитель песен, музыкант. Музицирует на гитаре, баяне и укулеле. Бард. Человек с юмором и самоиронией. Лирик. Умеет встроить грустинку в самую смешную песню и наоборот. Гость множества фестивалей авторской песни (сольно и в составе ансамбля или дуэта), среди которых крупнейшие знаковые и скромные региональные фестивали нашей страны. Лауреат, дипломант, член жюри. Работал совместно с ансамблем «Пятый корпус» и до сих пор нередко выступает в дуэте с Григорием Данским. Много гастролирует, записал три студийных, два самиздатовских альбома и один EP. в 2019 году с Оркестром звериного стиля записал бардоперу «Трогонтериевый слон – суперкости».
«Костя Завалин родился на дне древнего Пермского моря, в местечке Кишерть, в 1979 по Р.Х.. Судьбой ему было предуготовано два нелёгких занятия: носить баян и рыть землю. Поэтому взгляд его, едва обретя осмысленность, тут же обрёл и печальное выражение. А когда пришёл срок, Константин записался в музыкальную школу – баянистом. Стоически, без слёз, зная свою судьбу и понимая, что скрипка – это для девочек, а носить фортепиано ему не под силу… Когда первый срок закончился, начался новый: Костя пошёл на истфак – в археологи… Ещё пять лет. Пять лет… И как закономерный итог – «Пятый корпус»… А гитару свою он сжёг…»
Из школьного сочинения «Костя Завалин – баян земли пермской».
Феликс Давыдов и Сергей Дадухин
покоряют зал своей энергией, воплощенной и в слове, и в музыке. Тема бунта, судьбы казачества, веры и неверия – это то главное, что запоминается после первого знакомства с их творчеством. Сами авторы называют свою манеру фолком, и это отчасти верно, поскольку, погрузившись в мир русской истории, истории народного языка, они и в форме не могли обойти фольклорного влияния. Но только отчасти, потому что творчество «Да-Да», безусловно, шире фольклорных стилизаций. Да и сами они сделаны настолько искренне, что зрители в зале интересуются, это народное или авторское? И когда возникает такой вопрос, цель достигнута – значит, появилась песня, которая для народа станет народной. И как во многих народных песнях, печальная минорная тема даётся в мажорном музыкальном сопровождении: горе – радость единый корень имеют. А это возможно, только если слова идут от сердца, искренни, чисты. Песни «Да-да» на стихи поэтов Серебряного века – это еще одна грань их интересов, которая тоже реализовалась в творчестве. Красота, добро и правда – всё это есть в песнях Феликса и Сергея, и это то, что сделает каждого из нас чуточку лучше.
Никита Дорофеев
Поэт, художник, музыкант, писатель. Пишет стихи и песни без анестезии, по живому. Важная отличительная черта творчества – неожиданность, угол зрения, эксперимент, ракурс любой темы, за которую берется автор.
Лауреат многочисленных фестивалей. В том числе «Второго канала авторской песни», «Петербургского аккорда» и Грушинского.
Григорий Данской
Поэт, музыкант, филолог, путешественник и покоритель горных вершин. В своём творчестве совмещает различные стилистические и жанровые направления. Песни Григория есть звучащая и музыкальная поэзия. Энергетика звука не оставит равнодушными поклонников рока, а почитатели классики жанра найдут в песнях продолжение творчества своих кумиров. Лауреат и член жюри многих российских и зарубежных фестивалей, включая Грушинский.
Энциклопедия чувств, созданная в песнях Григория Данского, дана на фоне многообразных картин жизни русских провинциальных городов, русской природы. Хронотоп художественного мира поэта включает много оппозиций, среди которых очень важен тип соотнесенности между центром и окраиной. Мир русской провинции предстает и в локальных картинах, и в пространстве, организованном векторно, поскольку одним из главных в этих песнях является мотив движения. Многогранное творчество Григория Данского позволяет осмыслить важные эстетические, этические и нравственные проблемы современности. Его лирический герой по праву может быть назван «героем нашего времени».
Ксения Полтева
Поэт, автор и исполнитель песен. Член Российского философского общества. Занимается исследованиями в области социологии и философии, а также исследует историю Москвы. Лауреат и член жюри многих российских и зарубежных фестивалей, включая Грушинский.
Ксения Полтева, работая в жанре авторской песни, создала очень яркие и узнаваемые образы духовной жизни нашего времени в соотнесении с потоком мировой истории. От трагических историй она переходит к лирическим, а от них — к озорным. Её тексты — непростые, насыщенные метафорами и аллюзиями. Для неё характерна сложность в построении фраз — как текстовая, так и интонационная. Песни Ксении отличает «высокая плотность информационного потока», философская и психологическая глубина, необычные образы, яркая афористичность, множество аллюзий на литературные произведения, как классические, так и современные, близкая к совершенству современная поэтическая техника, и яркие, точные рифмы. По своему звучанию песни Ксении Полтевой напоминают, как считают ценители её творчества, французский шансон времен Эдит Пиаф.
Игорь Цейтлин
Исполнитель и знаток авторской песни, участник многих российских и зарубежных фестивалей АП. В выборе репертуара руководствуется безупречным эстетическим вкусом. Исполнительская манера Игоря Цейтлина отличается особой диалектикой души: способностью передать глубину заложенных в произведения чувств – от тонкого юмора до глубокого драматизма.
Александр Кондратов
Музыкант, поклонник доброго английского рока и американского блюза, сочинитель песен на свои и чужие стихи, руководитель КСП «Глобус» при ДДЮТиЭ «Одиссея», г. Коломна, один из организаторов фестиваля «Господин Ветер». Пропагандирует жанр авторской песни среди юного поколения поэтов и музыкантов.
Сергей Канунников
Музыкант, вокалист, основатель группы «Возвращение» и автор всего её репертуара. Среди фестивальных успехов команды – лауреатство в Грушинском фестивале авторской песни. Музыка «Возвращения» – симбиоз рока с народными традициями, который отличается глубоким содержанием и серьезными литературными текстами. В их песнях тесно переплетены прошлое и настоящее, в них словно стирается граница между ритмами современного города и шумом тайги. Известный музыкальный критик Владимир Марочкин писал, что музыку группы нужно слушать в качестве лекарства, когда забываешь о том, как растёт трава.
Лидия Чинарёва
Автор-исполнитель, автор музыки к песням на стихи современных поэтов и поэтов Серебряного века, руководитель клуба авторской песни «Диалог», организатор фестиваля авторской песни, поэзии и прозы малых форм имени Н.И. Рыленкова «Рубикон». Ведёт педагогическую работу и популяризирует жанр авторской песни среди детей и молодежи. Лауреат многих фестивалей авторской песни в России и Беларуси. Дипломант Всероссийского фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина.
Ольга Чикина
Сочинительница песен «новой волны», поёт и играет на стыке жанров авторской песни, блюза, рока, городского романса, французского шансона и кабаре. Поднимает настроение, освежает сознание, укрепляет дух. Белый и рыжий клоун одновременно. В лирике Ольги Чикиной щемящие обертоны «дворовых» и «орлятских» песен сочетаются с неким целомудренным идеализмом, иронией и высокой философской стихией, заставляя вспомнить не только Новеллу Матвееву, но и Митьков, и Тома Уэйтса.
Игорь Анохин и Марина Подвойская
Дуэт, исполняющий песни собственного сочинения. Дипломанты и лауреаты многих российских фестивалей АП. Творчество Марины и Игоря отличается, с одной стороны, глубоким лиризмом – с другой, юмористическим решением многих тем. Песни в их исполнении звучат всегда предельно эмоционально, в них есть здоровый оптимизм, убеждающий даже в нелёгкое время, что все будет хорошо.
Алексей Бардин
Поэт, музыкант, пишет песни в основном на свои стихи, но ему под силу оживить музыкой и сложнейшие тексты классиков. Один из создателей и, в настоящее время, единственный Великий Магистр ордена «Т.А.П.К.И.» (Танцевальная Авторская Песня и Кое-что Исчо).
Лауреат «Второго канала авторской песни», дипломант и лауреат Грушинского фестиваля, дипломант (и приз «Своя интонация») Международного фестиваля авторской песни «Петербургский аккорд». Живая, энергичная интонация песен Алексея вряд ли кого-то оставит равнодушным. Образы лирических песен Бардина ярки и самобытны, метафоры оригинальны.
Ольга Кузнецова
Поэт, автор-исполнитель, член Союза российских писателей. Автор книг «Храм будущего» (1995), «Когда не пишутся стихи...» (1997), «Бумажное время» (2002). Публиковалась во многих российских изданиях. Лауреат, дипломант, член жюри многочисленных российских фестивалей. Пишет музыку на собственные стихи и на стихи М. Цветаевой, Ю. Мориц, А. Тарковского, есть песни на стихи О. Подъёмщиковой, И. Варламова, А. Витакова и др. поэтов.
Андрей и Галина Соловьёвы
Актёры театра и кино, создающие и поющие песни на свои стихи, произведения поэтов Серебряного века, а также поэтов-современников. Авторы и режиссеры литературно-музыкальных спектаклей. Название дуэта «Театр двух» говорит о многом: концерты Галины и Сергея – это всегда маленькие спектакли, где драматическая игра актеров помогает в раскрытии замысла произведения. Лауреаты, члены жюри, ведущие мастерских многочисленных фестивалей авторской песни. Организаторы замечательных мастерских для юных любителей АП.
Юлия и Александр Софроновы
Авторский дуэт, где каждый из участников является самодостаточной творческой личностью. Александр – композитор, работающий с поэтическими текстами классиков и современных поэтов, прекрасный мелодист, музыкант, любитель не только жанра АП, но русского рока, тонкий и вдумчивый исполнитель. Юлия в своем исполнительском творчестве следует романтической, лирической традиции жанра АП, блестяще владеет гитарой. Юлия и Александр – лауреаты, члены жюри, организаторы различных российских фестивалей АП, в числе которых «Кружка» памяти Сергея Каплана.
Владимир Поляков
Музыкант, композитор, поэт, психолог, музыкотерапевт, создатель, автор и ведущий системы тренингов «Реалистика». Музыка для жизни – это авторский проект Владимира Полякова. Для жизни, потому что музыка написана специально, как музыка для здоровья, переключения, реабилитации, развития, медитации…, и музыка и песни реально работают на жизнь! Потому, что созданы песни специально под тренинги и программы по развитию личности, духовному росту. При этом они не загружают, а поднимают и вдохновляют, придают сил, уверенности, оптимизма жизнерадостности, помогают выстроить вдохновляющую систему ценностей, приносящую в жизнь радость, любовь, свет, смысл, и в конечном итоге то, что называется счастьем!
Андрей Козловский
Бард, который поёт блюз. Музыкант, композитор, член жюри различных фестивалей. Играет на шестиструнной акустической гитаре и клавишных. Первым из бардов целенаправленно стал играть с профессионалами из джаза, фолка и блюза. Так родился его стиль, где авторская песня «необходима лишь затем, чтобы не мешать музыкантам, – а, возможно, и танцорам – импровизировать». Лауреат Ленинградского конкурса и Всесоюзного фестиваля авторской песни в Киеве, дипломант и лауреат Грушинского фестиваля. Его песня «Гора, гори!» на слова Виталия Калашникова стала настоящим гимном Грушинского фестиваля. Многие песни переведены на английский и нидерландский языки.
Жюри дистанционного конкурса литературного творчества «Ветер в ивах» в рамках X Всероссийского фестиваля авторской песни, поэзии и прозы малых форм «Господин Ветер»
Любовь Колесник
Поэт, автор семи книг. Стихи публиковались в журналах «Новый мир», «Дружба народов», «Урал», «Арион» и других. Победитель Волошинского конкурса, кубка мира по русской поэзии, шорт-листер Григорьевской премии.
* * *
Иду фотографировать насосы.
Ворота цеха выдыхают пар.
Начальник мят с утра и стоеросов –
ворчит, что КТУ – не божий дар,
и мы в конторе жизни не видали,
не нюхали тосол и креозот,
а то, что мне хороший фотик дали –
так дуракам, как водится, везёт.
Киваю молча, щелкаю затвором
на брак железа и людскую тьму.
Тьма ширится. Нас подытожат скоро
по метрике, неведомой ему.
Я знаю точно: будет ближе к раю
не тот, кто сделал план по корпусам,
не он, не я, не труд, идущий к маю,
но белый пар, летящий к небесам.
* * *
господи я карась зрачки у меня круглы
я уходил на дно ты вынул меня из мглы
я колебался в иле меркнущей чешуей
и улетел за леской за ледяной шлеёй
господи я карась жабры мои красны
бой затонувших звонниц к северу от шексны
я проплывал сквозь воды глядя на облака
где оставляли люди бога без языка
тина моя рутина серый небесный снег
что же наворотил он этот твой человек
рыбья моя хребтина хрустнет такая страсть
я говорю спасибо господи я карась
Нина Ягодинцева
Поэт, литературный критик, публицист.
Автор более 30 изданий: стихов, цикла учебников литературного творчества, монографий, вышедших в России и Германии, электронной книги литературной критики, переводов с азербайджанского и башкирского языков, аудиодисков, а также более 700 публикаций в литературной и научной периодике России, Испании и США. Кандидат культурологии. Секретарь Союза писателей России, координатор работы Совета молодых литераторов Союза писателей России.
Стихи Ягодинцевой вошли в ведущие современные поэтические антологии России. Она лауреат Всероссийских литературных премий: им. П. Бажова (2001, за книгу «На высоте метели»), им. К. Нефедьева (2002, за рукопись книги «Теченье донных трав»), им. Д. Мамина-Сибиряка (2008, за книгу «Поэтика: принципы безопасности творческого развития») и др., в разные годы лауреат журналов «Урал», «Наш Современник», «Бельские просторы», «Русское слово» за лучшие поэтические публикации, сайта «Российский писатель» – за литературно-критические статьи. Лауреат премии «Золотая лира» и премии в сфере молодёжной политики «Ювента», г. Челябинск.
* * *
Одуванчики, лопухи,
Море солнечной шелухи
На краю городского сада…
Так и носишь с собою впрок
До грядущего снегопада
Золотистый сухой клубок.
Мать-и-мачеха, череда,
Незабудки для никогда…
По горячей асфальтной кромке
Подорожник, угрюмый страж:
У него разговор короткий –
Что потребует, то отдашь.
Сколько в камень ни забирай –
На земле прорастает рай,
Возвращается пядь за пядью:
Повилика да зверобой…
Сядет бабочка на запястье –
Уведёт тебя за собой
Под акацию да сирень,
Где посвистывает свирель,
Сердце робкое подзывая,
Крошки солнечной подложив…
Так улавливает живая
Жизнь, угадывая, кто жив.
* * *
Попивая лихой коньячок из горла:
– А ты знаешь, какой она прежде была!
Как любил-горевал, миловал-погибал,
Как беспечно ночную черёмуху рвал!..
Что мне делать, Господь, с этим горем чужим?
Он поэт, он умрёт через год с небольшим
От сердечного приступа в доме пустом –
И теперь только я буду помнить о том,
Как любил-погибал, как черёмуху рвал,
Коньяком суррогатным тоску заливал…
Всё по силам, Господь, ибо Ты милосерд.
Мне сказали: полицию вызвал сосед.
Дверь взломали под вечер. В раскрытом окне
Полыхала метель и металась в огне.
Он ничком бездыханно лежал у стола…
Я не знаю, какой она прежде была,
Как пылала и пела, сводила с ума
Вся в огнях и черёмухе майская тьма,
Как любила, лгала и была неверна –
Но черёмуха шествует мимо окна,
Торжествуя, пылая, маня и казня,
И на ветках её не убудет огня.
Владимир Коркунов
Поэт, переводчик, критик. Родился в 1984 году в г. Кимры (Тверская область). Окончил МГУПИ и Литературный институт им. А.М. Горького. Кандидат филологических наук. Публиковался в журналах «Цирк «Олимп»+TV», «Воздух», «Новое литературное обозрение», «Новый мир», TextOnly, «Волга», «Двоеточие», «Знамя», «Лиterraтура», «Дискурс», «Ф-письмо», «ГРЁЗА», альманахе «Артикуляция», на сайтах Soloneba, Litcentr, «Носорог», «полутона» и др. Автор книги интервью «Побуждение к речи: 15 интервью с современными поэт(к)ами о жизни и литературе», сборника стихотворений «Последний концерт оркестра-призрака» и др. Перевёл с украинского языка сборник стихотворений Анны Грувер «Демиурги в фальшивых найках». Соредактор журнала Paradigma. Живёт в Москве.
*
А.
застыла над вислой
на исходе лета птица
глазное яблоко над яблоком земли
внутри незнакомого лица
идёт дождь и ветер
путается в ресницах
польского города на твоих щеках
что я скажу при встрече?
дай провести по линии ладоней
тебя
проплыть по артериям запястий
до сердца <глиняного> воробья
ожившего изнутри
соприкасающихся ресниц
*
Ирине Поволоцкой
нажав кнопку send она ослепла
в глазах пошёл снег —
и усиливался пока не наступила ночь
шестнадцать — возраст согласия
но у неё никто не спрашивал разрешения
когда лишал зрения
Господи, зачем ты это сделал?
<может ли Бог совершить насилие?
я доверяла тебе
как теперь сотрудничать с Его миром?>
пиксели играют в пейнтбол
ощупывают контуры предметов
и когда стихает шум в голове
цвет садится на вещь
как ребёнок в игре «музыкальные стулья»
мама прости я перепутала руки
<иногда ей кажется что она очень слаба
выболтала папиной ладони наш секрет
не может открыть глаза — и потому не видит>
сны высыхают год от года —
баночки с красками в середине школьной четверти
и она бродит среди картин вывешенных на солнце
в очерченном черном пространстве
в личном квадрате малевича
Михаил Мещеряков
Поэт, автор трёх поэтических сборников: «Пустынное бесшумье» (1999), «Тысячелистник» (2002), «Возможность творчества» (2009), врач-кардиолог по профессии. Стихи печатались в городских и районных газетах, «Литературной газете». Постоянный автор «Коломенского альманаха». Некоторые стихи положены на музыку и исполняются в жанре авторской песни.
Морское
Я ночами правил на твой маяк,
о Поэзия, нимфа, миф,
но напарывался, как плохой моряк,
на подводные рифы рифм.
Я к своим матросам был в меру строг,
прививал им суровый стиль,
но меня сносило в красивый слог,
словно в штиль корабли. Прости.
И тогда - чистюля, эстет, гурман,
золотистых морей корсар –
я направил на ледяной Грумант
свои шёлковые паруса.
Ждал погоды, ветра просил, дрейфовал,
но рассчитывал на улов.
И качало море - за валом вал –
леденящие глыбы слов.
Паруса, солёные, как треска,
не похожи уже на шёлк,
и тот остров, что я так давно искал,
я, наверно, уже нашёл.
Почти из Г.Поженяна
Не паситесь в офсайте,
в тени у чужого крыльца.
Старых жён не бросайте,
несите свой крест до конца.
Г.Поженян
Не торчите на сайте
вдалеке от детей и подруг,
но и жён не бросайте –
отобьются, отвыкнут от рук.
Королевы,
не в хай-теках ищите утех.
А проблемы…
так нехай они будут у тех,
кто зависим
от сети виртуальной, почти неземной,
но – зависни
в этой жизни реальной, останься со мной.
Интернетно
научились общаться мальцы, ну и пусть.
Жизнь – конкретна,
интересна в деталях, на запах, на ощупь, на вкус.
Но ментальность
расширяется быстро, так стих твой любой
моментально
может стать достоянием многих, размножен толпой,
как тот вирус.
Не простой, а компьютерный, хамский весьма.
Но папирус
научил египтян и письму как искусству. Искусство письма
исчезает как форма
выражения образа мыслей, идей.
Исчезает на форумах,
а началом-то был Колизей,
что, наверно, из Рима,
из конкретного Рима, из самого из нутра
и реально, и зримо
остаётся его достоянием, как и Собор Петра.
Приезжали
от Бога, изучали, читали, чесали в седой бороде.
Говорят, что от вас остаются детали: скрижали,
несколько строчек в блогах, береста и папирус, несколько букв в Word’е.
Дмитрий Силкан
Поэт, литературный критик, публицист, редактор. Автор поэтического сборника «Всенощные бдения Фауста», книг «Сергей Есенин. Навсегда остался я поэтом», «Владимир Высоцкий. Человек народный. Опыт прочтения биографии».
Как литературный обозреватель имеет свыше 140 публикаций в газетах: «Вечерняя Москва», «МК», «Литературная газета», «Независимая газета», «Литературная Россия», «Завтра», «Книжное обозрение», «Слово», «Общеписательская литературная газета», «Московский Литератор»; в журналах «Роман-газета», «Московский Парнас» и «Литературные знакомства».
Член Совета по переводной литературе, член Приёмной коллегии Союза писателей России. Член Союза журналистов России. Ответственный секретарь Клуба писателей – метафизических реалистов при Центральном Доме литераторов. С января 2021 года – главный редактор официального сайта Союза писателей России.
***
Во влажной пустоте родился пульс, биенье…
Незримая печать на Замысел легла:
частичка бытия, рапсодия нетленья
сквозь вязкость вечных форм материю вела…
Разбрасываясь вширь, свет заплетая в нити,
она росла в тиши, не ведая себя…
Но время взорвалось, и, в сладостном наитии
вдруг осознав Закон, пробилась полынья,
что в толще мёрзлых вод жизнь вымолила мыслью…
И вторгся в нежный мрак Огня небес росток –
неведомый цветок, что тайным налит смыслом:
стал воплощаться в мир, выбрасывать листок,
стремясь найти себя во влажной тёплой хляби,
что приняла его, как благостную весть…
И ничего теперь рост этот не ослабит,
раз Бездна вобрала Огонь – таким, как есть…
И разрастаясь вширь, пространство вдаль объемля,
вдруг ощутив себя пленённым в пустоте, –
он устремится вниз, позывам древним внемля,
стремясь явить Чертёж на чистовом листе…
Сергей Малицкий
Писатель, автор более тридцати романов и сборников, написанных в жанрах фантастики, фэнтези, современной прозы. Лауреат премии издательства «Альфа-книга» за дебютный роман «Миссия для чужеземца», премии фестиваля фантастики «Звёздный мост». Публиковался в издательствах «Альфа-книга» и «Эксмо», печатался также в журналах «Москва», «Полдень. XXI век», «Если» и др.
Татьяна Кондратова
Поэт, прозаик, литературовед, автор двух художественных книг «Три рода жизни» (2011), «Море Лаптевых» (2018), более 50 научных и публицистических работ, посвященных истории русской, китайской литератур, краеведению, анализу поэтического текста. Кандидат филологических наук, член Союза писателей России. Печаталась в «Литературной газете», журналах «Москва», «Коломенский альманах», «Форум», «Проза с автографом», «Осиянное слово» и др. Редактор альманаха «Ветер в ивах».
***
Ну, это ж привычно для дачников:
Весною косить одуванчики.
Да, радость, да, солнышки желтые,
Но в сущности ведь сорняки!
Приедешь на дачу: да сколько их!
Стоят – веселы и крепки.
Фашистом себя вдруг почувствуешь:
Такое веселье губить!
Косу берешь – легкую, шуструю.
Хоть грустно, да надо косить,
Пока не покрылись сединами,
Не сбросили в мир семена.
Пушинками, нежными, дымными,
Легли на карниз у окна.
Стремительно их превращение:
От детства до старости – вздох.
Уносит их ветра течение
И сеет средь моря цветов.
И косу рука опускает –
Травою мой сад зарастает.
Из Бо Цзюйи
Мотылек в сети у паука
Долго трепыхается, пока
Смерть его к себе не забирает.
И с людьми такое же бывает:
Уж одной ногой в могиле, стары –
Мысль о мести так и не оставят.
Из Лю Юйси
Песня, исполняемая при виде кольца на рукояти сабли
Меня всегда досада брала:
Как же язык наш скуден!
Мысли высокие, как скала,
Не могут выразить люди.
Но нынче мы
друг на друга глядим;
Без слов, глазами
с тобой говорим.
И открываются смыслы
Всех наших туманных мыслей.
Марина Котова
Родилась в 1966 году в городе Дзержинске Нижегородской области. Окончила филологический факультет Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского и Высшие литературные курсы Литературного института им. А.М. Горького. Преподаёт в МГТУ им. Н.Э.Баумана. Печаталась в журналах «Наш современник», «Москва», «Байкал», в «Литературной газете» и др. Автор пяти книг стихов – «До судного дня», «Шиповник», «Борьба зверей и белый холод лилий», «Дорога в сосновых иглах», «Сквозь вещий шум дубрав». Лауреат Всероссийской премии «Традиция», журнала «Москва» за цикл стихов «И что мне тишь медлительная вод», Всероссийской литературной православной премии им. св. блг. кн. Ал. Невского, Международного литературного Тютчевского конкурса «Мыслящий тростник», журнала «Байкал» за цикл стихов «Байкал-Океан».
* * *
Море, дыхание дебри таёжной.
Станем на белые мхи.
Стланик к обрыву приник осторожно,
зверя скрывая шаги.
Лиственниц нежные ветви над нами
в тёплой смоле и слюде.
Камни, обвитые жадно корнями,
круто уводят к воде.
Сосен сверкающие колоннады –
древний языческий храм.
Может, в таком златовласку дриаду
чутко выслеживал Пан.
В зелени луч прорезает оконца,
в лиственно-хвойном раю
тело твоё, обожжённое солнцем,
заново я узнаю.
Жмурюсь – под полуприкрытые веки –
солнечных пятен рои.
Лиственниц трепетных трогают ветки
голые плечи мои.
Движутся, движутся хвойные тени
тысячи, тысячи лет.
Травы от ветра встают на колени,
тьма превращается в свет.
* * *
Всё суета, всё морок, всё тоска,
всё повторенье бывшего когда-то,
но роза, не померкнув за века,
мне со страницы дышит ароматом.
Мир зачумлённый в пепле и золе,
но том открою – вновь из дали давней,
как встарь, выходит плакать на заре
на крепостную стену Ярославна.
Моя родная! Всё пошло на слом,
мне в тесных цифрах нестерпимо душно.
Укрой своим воздушным рукавом
с морозною бобровою опушкой!
Наталья Красюкова
Поэт, музыкант, автор песен на свои стихи.
Редактор Издательского дома «Лига». Лауреат Всероссийского фестиваля авторской песни, поэзии и прозы «Господин Ветер», Международного литературного конкурса «Верлибр-2020», Слёта молодых литераторов в Болдино; дипломант литературного форума им. Н.С. Гумилёва «Осиянное слово».
Стихи публиковались в журналах «Москва», «Нижний Новгород», «Студенческий меридиан», «Земляки», международном журнале «Форум», «Литературной газете», «Коломенском альманахе».
В 2017 году вышла первая поэтическая книга «Высокая вода».
* * *
По работе в Москву, на Митинский радиорынок.
И раскисший февраль предвещал полуночный приезд.
Я покрасилась в рыжий и жарила жирную рыбу.
Он приедет голодный, обнимет меня и поест.
Он приедет. Два стука заглохнут в пыли дерматина.
Целлофановый свёрток протянет: «Смотри, что привёз!
Выбегает из леса и прямо ко мне под машину!»
Открываю пакет, а в пакете – отрезанный хвост.
Я не помню, как долго он жёг электричество в ванной,
Вырезая хрящи, отмывая дамасскую сталь.
Но висит на балконе и пахнет шампунем охряный
Лисий хвост, а за ним леденеющий чёрный февраль.
«Убери в холодильник, не буду ни рыбу, ни мясо.
И давай уже спать!» Он ушёл, я осталась сидеть.
Не заметил, что рыжая, – это пустяк. Но ужасней
Намотать на колёса – и не почувствовать смерть.
«Пусть просохнет, – сказал поутру, – это будет нескоро,
Я потом на рюкзак тебе сделаю классный брелок!»
И просвечивал хвост, растекаясь пятном по шторе,
И зелёную горечь молчание вдруг обрело.
Мы расстались полгода назад. Но по-прежнему жутко
Просыпаться и видеть играющий шерстью сквозняк.
И никто не узнает, что новая рыжая куртка
Незаметно в живую лису превращает меня.
* * *
Бороду брил аккурат на Касьянов день.
Память сметает сор, но хранит пылинки.
Ходит юродивый между богов и людей,
Рыхлую глубь загребая мыском ботинка.
Облако снизу растёт, как большой чернослив,
Так переспело, что скоро от ветра сорвётся.
Ты не хотел, чтобы тело твоё спасли,
И перебрался к остроконечному солнцу.
Видно ли сверху, как в окнах включают свет?
Как на Касьянов день выпадает вторник?
Как в человечьем долгом твоём родстве
Новый побег продолжает уснувшие корни?
Где половинками бедренной кости срослось
Некалендарной зимы золотое сеченье,
Помни о нас как о тех, кто ещё не дорос
Ни до тепла, ни до мудрости, ни до прощенья.
Наталья Куракина
Секретарь поэтического конкурса, филолог по образованию, поэт, дипломант международного конкурса хайку МХК-9.